2823
Рубрика: Транспорт

Впервые за минувшие двадцать лет в июле, то есть, в ближайшее время, на судостроительном заводе "Вымпел" в Рыбинске состоится закладка морского судна нового поколения на подводных крыльях - "Комета-120М". Об этом объявлено на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге. Это - революционное событие не только в отечественном, но и в мировом судостроении. Пишет "Российская газета".

Еще в СССР были спроектированы и построены гражданские суда на подводных крыльях "Метеор" и "Комета", а также торпедные катера на подводных крыльях. Были построены и испытаны уникальные экранопланы, аналогов которым в мире нет до сих пор. Чудо-техника создавалась под руководством Ростислава Евгеньевича Алексеева в городе Горьком. Интересно, что научно-исследовательская лаборатория, которую возглавлял Алексеев, появилась на базе опытного танкового цеха завода "Красное Сормово".



Сейчас Центральное КБ по судам на подводных крыльях в Нижнем Новгороде возглавляет Сергей Вячеславович Платонов. В немалой степени благодаря его упорнейшему труду и очень принципиальной позиции Россия, едва не утратив, судостроение на подводных крыльях, сумела возродить его на качественно новом уровне.

Во ремена СССР суда на подводных крыльях - "Метеоры" и "Кометы" в большом количестве закупили Греция и КНР. Собранные в СССР, они исправно работают и даже не ржавеют, спустя десятилетия после выпуска.

Но время все равно возьмет свое. По словам гендиректора и главного конструктора ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева Сергея Платонова, "Комета-120М" в сравнении с классической "Кометой" - это скоростной "Сапсан" и старая электричка.



В судах нового поколения применены, если не космические, то авиационные технологии - это точно. Даже кабина управления "Кометы-120М" напоминает кабину пилотов самого современного авиалайнера. Комфорт пассажиров - лучше, чем в американском суперсамолете - "Лайнере мечты". Шум работы двигателей уменьшен в разы.



"Комета-120М", рассчитанная на перевозку 120 пассажиров, спроектирована в двух версиях - для использования в пресной речной воде и соленой морской. Конструктивно они похожи, но отличаются антикоррозионной защитой и размерами крыльев - в морской версии они по площади и осадке больше. Скорость до 60 узлов - более 100 км/час. Судно очень экономично. Срок окупаемости - не более пяти лет, а срок службы - не менее двадцати пяти. Ну не могут наследники Алексеева проектировать суда-однодневки, пусть это и противоречит рыночным представлениям о коммерческой выгоде. Качество - их, а значит и российский, фирменный знак.

Возможно, в ближайшее время удастся начать строительство мелкосидящего судна на подводных крыльях проекта "Валдай" вместимостью 40 пассажиров. К сожалению, даже полноводные недавно реки мельчают, а "Валдай" спокойно пройдет на большой скорости там, где судам старых проектов водная дорога уже закрыта.

Разработано и более мощное судно на подводных крыльях вместимостью 250 человек - "Циклон". Это - ближайшая перспектива.



Помимо судов на подводных крыльях в ЦКБ им. Р.Е. Алексеева проектируют уникальные скоростные суда на каверне. Скорость, грузоподъемность, безопасность и экономическая эффективность - их основные показатели.



Впечатляла линейка моделей экранопланов новых поколений, предназначенных для использования в военных и сугубо гражданских целях. В инициативном порядке и за счет собственных средств в Нижнем Новгороде продолжили экранопланную тематику. Очень многие эксперты уверены: летящие над водой с самолетными скоростями крылатые корабли и суда - боевые и транспортные средства XXI века. И здесь мы лидеры - спасибо "алексеевцам".

Дата публикации: 08 июля 2013 в 12:12